Рассказываем, какие неисправности сопровождаются подобными симптомами.
Подвеска и рулевое управление: что стучит?
В ходовой и рулевом управлении автомобиля много деталей с резинометаллическими соединениями, шарнирами и другими частями, подверженными износу. Крепления также часто подвергаются износу. В процессе эксплуатации – особенно в регионах с плохими дорогами – механический износ приводит к разрушению конструкции и люфту. При старте с места стук может быть слышен особенно отчетливо – забудьте о конфиденциальности в салоне.
Глухой стук может возникать при износе сайлентблоков или шаровых опор в рычагах подвески, причем эти стуки будут явно слышны и в момент проезда различных неровностей, когда колеса попадают в яму (при сильном ударе могут пострадать и диски). Это должно сразу же насторожить. Неисправность верхних опорных подшипников передних стоек также может выражаться в стуках. В этой ситуации поможет замена этих деталей. Довольно часто эта проблема встречается у Renault Megane, Toyota, ВАЗ, Ford и Nissan (на последнем автор статьи не раз менял эти элементы, когда понял, что в автомобиле появился стук).
Впрочем, опорные подшипники можно диагностировать и при повороте руля на месте. Бывалые водители советуют проверять эти узлы хотя бы раз в месяц. Также они рекомендуют внимательно прислушиваться к любым стукам в авто и при появлении посторонних стуков сразу заняться поиском из источника. Источником нестандартного стука может оказаться и рулевая рейка (или тяги и наконечники), но тогда стук будет отдаваться в руль небольшими «толчками».
Опоры двигателя или коробки передач
У любителей резких стартов с места могут возникнуть проблемы с опорами силового агрегата (в простонародье – подушки). В их конструкции также используется резина, которая со временем теряет эластичность и рвется (это же касается и гидравлических опор). В итоге – стук при трогании с места, который отчетливо передается на кузов.
Трансмиссия: как устранить стук
Здесь стук может быть, например, при люфте в механизме сцепления. Сами приводы, ШРУСы (шарниры равных угловых скоростей) или непосредственно коробка, в которой периодически следует менять масло, обычно проявляют себя в металлическом скрежете, гуле и треске. Например, «стрекот» в авто спереди при повороте руля – это почти всегда неисправный ШРУС (это подтвердит любой специалист). Хруст при переключениях передач намекает, что стало плохо синхронизаторам, а повышенный шум при движении вперед или назад свидетельствует об износе подшипников или зубчатых колес.
У автомобилей с карданным валом частая причина стука – изношенная крестовина (с характерным «звонким» ударом, а любителей «подрифтить» поджидает неприятный сюрприз в виде порвавшегося резиновой демпферной муфтой.
Износ осей сателлитов и шестерен дифференциала полного привода также приводит к стуку при трогании с места. Если автомобиль – переднеприводный, то он будет слышен спереди, если дифференциал стоит сзади, то, соответственно, стук будет различим в районе задних колес.
Неисправности и поломки автоматических КПП (АКПП) обычно сопровождаются не только стуками, но и грубыми переключениями, рывками. Возможен износ шкивов или ремня/цепи вариатора. Недостаточный уровень масла (и его неправильный выбор) в «классическом» автомате также бывает причиной стука после старта. Неисправности в коробке зачастую приводят к тому, что водитель начинает слышать неприятный стук. Таким неисправностям стоит уделять особенное внимание и доверять их поиск специалистам, которые проведут все необходимые работы с помощью специального оборудования.
Выпускная система: стук и его причины
Да, у автомобиля стучать может и «выхлоп»! Появляется стук из-за изношенных опор двигателя, что приводит к более сильным перемещениям силового агрегата при старте с места, поэтому труба может касаться кузова – в этом и кроются основные причины появления стука. Впрочем, самой характерной для российских дорог причиной обычно является отгнившее крепление (ослабло) – кронштейны не слишком стойко сопротивляются соли или реагентам.
Другие причины стуков при трогании и торможении
Встречаются и иные источники стука при начале движения, которые могут быть слышны изредка или постоянно при нажатии на газ, – открутившаяся защита картера, незакрученные болты или гайки крепления колес, болтающаяся в тормозном суппорте накладка, колодки. Некоторые водители часто настораживаются даже когда в багажнике автомобиля катается и бьется о стенки незакрепленный груз.
Что сделать, если в машине что-то стучит?
Сначала, чтобы найти, откуда исходит стук, – необходимо проверить, хорошо ли затянуты колесные болты и гайки, придется заглянуть под днище с обеих сторон на предмет «отвалившегося» выхлопа или защиты картера двигателя. Возможно, причина кроется именно в этом – плохо затянутые болты могут стать источником стука. А при наличии вышеописанных симптомов лучше заехать на сервисную станцию, чтобы машину осмотрели по всем правилам на подъемнике – диагностика в такой ситуации будет полезна. Если почитать комментарии автовладельцев на форумах, то станет понятно, что опытные водители рекомендуют проводить проверки и осмотр деталей минимум два раз в год, а лучше даже чаще. И при необходимости менять изношенные или поврежденные детали на новые. Поэтому постарайтесь вспомнить, когда вы последний раз проверяли состояние своего авто. Одиночный стук не должен сильно вас пугать. А вот повторяющийся с определенной периодичностью – да.
Главное – долго не тянуть, потому что люфт в подвеске, рулевом управлении, трансмиссии или опорах силового агрегата не только влияет на безопасность движения, но и в дальнейшем будет прогрессировать, что приведет к повышенному износу смежных деталей. И в результате ремонт окажется сложнее и дороже. Особенно это касается тех случаев, когда стуки сопровождаются другими неприятностями – грубой работой коробки или повышенным шумом при движении.